Что происходит в ДГБ №1 и почему это катастрофа не только для Петербурга, но и для всех кардиородителей?
Друзья, давайте начнем издалека.
Как Вы все знаете, большая часть российских клиник, в том числе детских городских больниц по всей России с конца марта 2020 года были закрыты или переквалифицированы под инфекционные отделения для борьбы с COVID19. Да, меры были оправданы и на данный момент мы с Вами видим, что уровень диагностированных случаев снижается. Сейчас больницы возобновляют свою работу. Появилась надежда, что мы и особенно наши дети, а дети и семья – это самое важное, что подтверждает в каждой своей речи президент Российской Федерации В.В. Путин, можем получить квалифицированную помощь, не только в борьбе с COVID19.
Это дети с врожденными пороками сердца, которые лечатся и наблюдаются врачами Детской городской больницы № 1 Санкт-Петербурга после сложнейших хирургических кардиологических вмешательств или в ожидании таковых.
Но эти дети могут не получить своей помощи от питерских кардиологов. Не потому, что кардиологи и кардиохирурги плохо работают, работают они давно и отлично, и не потому, что нет оборудования для диагностики и операций, не потому, что в реанимации не хватает мест. А потому, что главный врач ДГМКСЦ ВМТ (ДГБ №1), профессор, д.м.н., заслуженный врач РФ Каган А. В. увольняет заведующего отделением кардиохирургии, профессора кафедры педиатрии и детской кардиологи СЗГМУ им. И.И. Мечникова, д.м.н., профессора, члена-корреспондента РАН Мовсесяна Рубена Рудольфовича. И как-то подло увольняет, во время вынужденного карантина.
За что увольняет, спросите вы? За то, что человек «живет на работе»? За то, что предан своему делу, а пациент и его родитель для него люди, а не очередная галочка в отчетности? За то, что постоянно совершенствует свои навыки и делится ими с остальными клиниками и врачами России? За то, что берется за случаи врожденных пороков, от которых другие врачи отказываются и идет до конца?
Причина увольнения известна всему «кардиосообществу» уже давно. Засидевшемуся администратору не нужны честные, порядочные люди в руководящем звене. Его не устраивает, что отделение Мовсесяна пытается спасти всех нуждающихся детей, а не только коммерчески выгодных и статистически подходящих. Много ли заработаешь на СГЛОС и ЕЖ? Они и в реанимации лежат дольше, и на отделении задерживаются иной раз месяцами.
В 2019 году в отделение, возглавляемое Рубеном Мовсесяном:
госпитализировано 1278 пациентов, проведено 564 вмешательства из них 250 в условиях искусственного кровообращения. При этом летальность составила 3,3% (тогда как средняя по РФ 5,3%)
256 детей до года (из них 100 у новорожденных). 58 операций у новорожденных выполнено в условиях искусственного кровообращения. 16 операций артериального переключения, 12 операций Норвуда, 5 операций тотального аномального дренажа легочных вен. При коррекции тотального аномального дренажа легочных вен результаты коррекции приняты лучшими в мире (90 пациентов, из которых потеряли только двоих). В группе новорожденных детей оперированных в условиях ИК отделение имеет самую низкую летальность в стране. В 2019 году 6,8%, при средней в РФ 18%.
У детей старше трех лет в условиях искусственного кровообращения выполнено 77 операций. 5 операций конусной реконструкции (за весь период выполнения операций в отделении летальности нет). 14 операций Фонтена с нулевой летальностью. Мы имеем один из самых больших опытов выполнения операции Фонтена в РФ с летальностью менее 2%. За весь период выполнено больше всех в РФ операций Фонтена при СГЛОС -50 пациентов. Потеряли одного.
Проведено 238 рентгенохирургических операций и 25 операций радиочастотной абляции. Прооперировано 72 пациента из других регионов страны и 12 из других стран.
Редкие вмешательства, выполненные успешно в 2019 году:
• Операция Бентала;
• Операция устранения микотической аневризмы стенки аорты с ее расслоением;
• Двухжелудочковая коррекция при гипоплазии ЛЖ после гибридной операции;
• Операция Росса при гипоплазии ЛЖ и стеноза аортального клапана, после гибридной операции и пластики дуги аорты;
• Одномоментная унифокализация ЛК и РК при ТФ с атрезией ЛА;
• Двухсторонняя унифокализация ЛК при атрезии 4 типа с созданием шунта Санно;
• Коррекция полной формы АВК и ТФ;
• Резекция аневризмы правого предсердия с ликвидацией патологического пути проведения сердечного ритма;
• Радикальная коррекция сложной формы АВК с аномалией впадения системных и легочных вен при гетеротаксии;
• Пять операций конусной реконструкции
• Двенадцать операций Норвуда
Хирургическая летальность в 2019 году самая низкая за весь период работы отделения 1,2%. Госпитальная летальность 0,7%.
Бок о бок с Рубеном Рудольфовичем работают специалисты наивысшей врачебной категории и самых достойных душевных качеств. Оставят ли их работать и лечить? Или вслед за ставшим для высшего руководства обременительным заведующим отделением тоже попросят освободить занимаемые должности?
И тут назревают вопросы: кому это нужно? Точно не родителям и детям, спасенным Мовсесяном и его командой.
Ведь отделение кардиохирургии ДГБ № 1 уникально. За все время работы были прооперировано более 10 000 детей, из них более 6000 операций были выполнены «на открытом сердце». Ежегодно в отделении оперируется более 500 детей с врожденными пороками сердца. Более 250 операций выполняется в условиях искусственного кровообращения (на открытом сердце). Отделение оказывает помощь не только жителям Санкт-Петербурга, но и принимает детей из регионов Российской Федерации и зарубежья. В России оно входит в тройку ведущих клиник по оказанию помощи новорожденным детям. Ежегодно здесь выполняется более 60 операций в условиях искусственного кровообращения детям первых 28 дней жизни. Врачи отделения активно сотрудничают с зарубежными специалистами, и все прошли стажировку в ведущих клиниках мира.
Отделение имеет уникальный опыт успешного выполнения операций детям с массой тела менее 500 грамм. Самый маленький пациент весил всего 440 грамм. Критический порок сердца периода новорожденности - коарктация аорты, была устранена у ребенка массой 800 грамм. Самый маленький пациент, которому была выполнена операция в условиях искусственного кровообращения, весил 1357 грамм. Самые сложные реконструктивные вмешательства, выполняемые в период новорожденности - артериальное переключение и операция Норвуда были успешно выполнены у пациентов с массой меньше 1600 грамм.
Также отделение участвует в общегородской программе диагностики патологий плода. Более 60 % оперированных новорожденных детей еще до рождения имели точно установленный диагноз. Это создает возможность наиболее оперативно оказывать помощь детям с самой серьезной патологией и улучшает качество лечения. Значительная часть пациентов, нуждающихся в экстренной помощи, оперируется в отделении в первый день после рождения. В отделении есть опыт выполнения операций новорожденным детям в первые часы, сразу после рождения. Отделение выполняет до 20% от всех операций Норвуда и артериального переключения в стране. Некоторые операции такие как операция конусной реконструкции у новорожденных, реконструкция аортального клапана у новорожденных выполняются только в этом отделении.
И кто придет после одного из опытнейших хирургов России?
Ведь к Рубену Рудольфовичу и его команде едут лечиться не только жители Санкт-Петербурга и ближайших областей, не только больные из бывших союзных республик, но и, представьте себе, пациенты из Москвы! «Вы из Москвы, а оперировались в Питере?» - слышит от таксиста по пути с Московского вокзала на Авангардную, 14 мама Глеба М.
Да, люди, задумайтесь, почему?
А потому, что Рубен Рудольфович всегда готов учиться и лечить детей новыми, современными методами. И, пусть подвиги кардиохирургического отделения ДГБ№ 1 редко транслируют по каналу Россия, но мы, родители, знаем, кто был первым, например, в установке новейших клапанов сердца, кто первым проводил операции по конусной реконструкции клапана детям с ВПС аномалия Эбштейна, кто помогал своими советами московской клинике, впервые проводившей операцию у себя.
А еще НАШ кардиохирург всегда готов помочь родителям и порекомендовать врача сторонней клиники, не боится внедрять новое и говорить правду в глаза всем: от родителей до руководства, какой бы тяжелой она не была. Этот врач сторонник сделать сложнее, но лучше и никогда не отступает от намеченного плана. Как-то у нас в России это все мало ценится.
Мы, родители, которые варимся в теме кардиологии уже много лет, с отчаяньем понимаем – в очередной раз мы можем потерять наш тыл и золотые руки, надеждой на которые живут многие из нас. И все для того, чтобы кто-то сохранил свое теплое кресло.
Мы просим максимальной огласки и ваших репостов. Мы просим подписать петицию http://chng.it/RTcnn5hKXB и со своей стороны готовим письма во все инстанции.
Просим журналистское сообщество также подключиться к этой ситуации. Это SOS, полный и безоговорочный.